Временно исполняющий обязанности Главы Донецкой Народной Республики Денис Пушилин в интервью «ФедералПресс» рассказал об интеграции региона в состав России, о планах на ближайшие выборы и о том, чего больше всего не хватает жителям Донецка.
– Вы возглавляете Республику с 2018 года. Что можете сказать о проделанной за это время работе? Насколько сильно изменился Донецк?
– Я беру за начало не 2018 год, а 2014-й – оттуда идет отсчет. Мы мечтали, чтобы Донбасс вновь стал Россией, и это произошло. Таким образом, Донецк – опять русский город, и это самое главное изменение, которое произошло.
За прошедшие годы жителям столицы Республики, как и жителям других населенных пунктов, пришлось пережить множество испытаний. Украинские вооруженные формирования бьют по мирным кварталам осознанно, пытаясь нанести максимальный урон и сломить волю людей. Но противнику это не удалось и не удастся. Люди мужественно в условиях постоянной опасности делают все, что положено: работают, спасают и лечат, восстанавливают разрушенное, поддерживают чистоту и выращивают на городских клумбах розы.
Все службы у нас привыкли работать быстро, реагировать мгновенно в условиях чрезвычайных ситуаций. За эти годы сложилась команда управленцев, на которых можно положиться. Все относятся к своим обязанностям не как к работе, а как к делу жизни. Мы все единомышленники, потому что понимаем, по какой грани идет борьба. В период блокады, санкций, военных действий мы не просто не допустили хаоса – органы власти Республики сумели создать систему управления, способную быстро реагировать на любые вызовы. Мы сохранили промышленный потенциал, развили агропромышленный сектор, все бюджетные учреждения работали без сбоев. Когда к нам приезжают гости, всегда удивляются, как чисто на улицах, какой ухоженный Донецк.
– В сентябре этого года в ДНР пройдут выборы Главы Республики. Вы планируете избираться? Если да, кого видите своими конкурентами и как собираетесь бороться за власть?
– Да, планирую. Не все цели, которые ставил перед собой, участвуя в событиях Русской весны 2014 года, достигнуты.
Донецкую Народную Республику нужно восстанавливать, возвращать былую славу индустриального центра, повышать уровень жизни людей. Что касается выборов, то конкурентом может быть кто угодно, у нас много заслуженных людей. Кто выдвинет свою кандидатуру, с тем и буду состязаться, я этого не боюсь.
– Что изменилось в жизни Республики после вхождения в состав РФ?
– Многое изменилось, прежде всего – мироощущение. Теперь мы опять часть огромной страны.
Изменилось настоящее и будущее Республики. Раньше мы были один на один с войной, блокадой и сотнями других более мелких вызовов. Сейчас вызовы остались, но они совершенно по-другому решаются. Например, противник перекрыл нам единственную водную артерию, канал «Северский Донец – Донбасс». Россия невероятно быстрыми темпами строит водовод из реки Дон. Если бы этого не произошло, мы бы оказались наедине с гуманитарной катастрофой: воду из внутренних водоемов мы уже использовали.
Сейчас активно идут процессы внедрения российских стандартов во все сферы жизни. Социальные выплаты, госуслуги, тот же материнский капитал, о котором мы и мечтать не могли… К нам зашли банки, мы начинаем привыкать к нормальным банковским услугам, а ведь раньше даже перевод в Россию осуществить не могли, наши карточки действовали только внутри Республики. Изменения везде, не все можно сделать одномоментно, потому и предусмотрен переходный период.
– В чем сейчас нуждается Донецк, чего больше всего не хватает жителям города?
– Мира. Каждый день с украинской стороны обстрелы, погибают и получают ранения люди, что самое печальное – дети…
Если на бытовом уровне, то воды, я об этом уже сказал. Долгое время подавали по два часа в три дня – это не просто неудобно, это перестраивает жизнь каждой семьи, потому что нужно обязательно учитывать, когда дома дадут воду… Сейчас график расширился до пяти часов раз в три дня, с переходом водовода на полную мощность подача будет ежедневная, но все равно по графику.
Много жалоб на качество дорог, есть города, например Горловка, где их уже нет вообще. Объем ремонтных работ предусмотрен большой, но не везде из-за опасности можно их планировать. Хотя в тыловых городах с помощью регионов-шефов активно кладут асфальт. В этом году капитальным ремонтом планируется восстановить порядка 350 км автомобильных дорог общего пользования. Будут восстановлены девять мостов.
Еще одна наша проблемы – нехватка кадров. У нас призвано значительное количество мужчин, гораздо большее в процентном отношении, чем в любом другом регионе России. Плюс эвакуация – люди выехали, поэтому куда ни кинься – не хватает специалистов: водителей, строителей, коммунальщиков…
Но, уверен, со всеми задачами справимся, лишь бы поскорее наступил победный мир.
– Каким Вы видите окончание СВО?
– Уничтожение киевского режима, неонацизма как идеологии.
Будущая территориальная и военно-политическая архитектура постукраинского пространства должна отвечать нескольким требованиям. Тем самым, о которых было заявлено с самого начала СВО: Украина должна быть демилитаризована и денацифицирована. Но еще очень важный фактор – там не должно быть среды для антироссийских настроений. А для этого оставшаяся часть Украины должна или влиться в Российскую Федерацию, или быть с ней в составе дружественного союза.
Слышал рассуждения на тему, что Россия «не переварит» столько негативно настроенного населения. Еще восемь лет назад подавляющее большинство жителей Украины не испытывали никакой вражды ко всему русскому. За этот период западные политические технологии и украинские медиа перевернули сознание жителей страны. Война способствовала идеологическому водоразделу. Но раз технологии работают в одну сторону, значит, работают и в другую. Как от немцев после победы Советского Союза, услышим и мы от жителей Украины по поводу преступлений нацистов и националистов: «Мы не знали».
Хотя это и странно звучит в эпоху интернета. Мы их аргументами интересуемся и знаем, другое дело – не приемлем. У нас осознанная борьба, и в этом большая разница. Сделаем так, чтобы и они осознали, на это понадобятся годы. Но оставлять хотя бы какую-то область или ряд областей под украинский проект нельзя: он обязательно со временем превратится в антироссийский.
Важнейший момент. На переговорах нового «Тегерана-23» речь будет идти не только и не столько о территориях оставшейся части Украины. Конструкция гораздо сложнее с учетом назревшей необходимости формирования нового мироустройства на принципах реального равноправия и взаимоуважения государств и народов. И это нужно учитывать, прогнозируя дальнейший ход событий.
– Что Вы можете сказать о социальной интеграции регионов в РФ? Пенсии, маткапитал, стипендии. Что уже введено, что планируется?
— Донецкая Народная Республика теперь субъект Российской Федерации, и все российские социальные гарантии распространяются на граждан, проживающих в Донбассе.
Переход осуществляется с учетом наших особенностей. Например, с 1 марта текущего года мы перешли на выплату пенсии по российскому законодательству. Сейчас осуществляется перерасчет. Процесс устроен так, как удобно пенсионерам. Чтобы не устраивать очередей, перерасчет можно произвести не сразу: пенсионные выплаты будут назначены с 1 марта 2023 года независимо от даты обращения.
Также у нас создаются отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике. Туда можно обратиться для оформления выплат инвалидам, ветеранам, по больничному листу, в связи с несчастным случаем на производстве, для получения детских пособий.
Полным ходом в Республике идет процесс оформления сертификатов на получение материнского капитала. Причем, спасибо Президенту, как и в других регионах РФ, на детей с 2007 года рождения.
Конечно, есть ряд региональных особенностей. Например, до 1 января 2024 года документы и сведения для оформления социальных выплат предоставляются гражданами только при личном визите. Но это связано с тем, что у жителей нашего региона еще не у всех есть подтвержденная учетная запись на портале «Госуслуги». Ведется работа, чтобы в текущем году сайт «Госуслуги» полноценно заработал в Республике.
– Вы выступали на марафоне всероссийского общества «Знание». Что Вы можете сказать о важности сохранения исторической памяти? Можно ли говорить о единой истории Москвы и Донецка?
– Для нас Донбасс – Русская земля, а родина – Россия. Мы поднялись в 2014 году, потому что у нас хотели забрать историю, родной русский язык, наши традиции и даже Великую Победу. Мы, понимая важность исторической памяти, в январе 2021 года приняли доктрину «Русский Донбасс».
Так что я очень приветствую воссоздание общества «Знание» и их проекты. Это значительный вклад в укрепление фундамента, на котором держится сила духа нашего народа, единение россиян.
Выступил на марафоне перед молодежью с удовольствием. Они с неподдельным интересом слушали о новейшей истории Донбасса, о нашей борьбе, о сегодняшнем дне Республики. Нам есть на кого надеяться и кому передать наши убеждения. Нужно только не жалеть времени и заниматься этим системно. Собственно, так сейчас эта работа с подрастающим поколением и выстроена. Наша молодежь влилась во все проекты РФ, перед ребятами открылись все двери – только дерзай! Они сами убедились, что Россия – страна возможностей.